Селемджинский район. Северо-восток Амурской области. Брюс или Брус, от слова «брус» – брусовый камень. Название, данное казаками за форму макушки горы (хотя, возможно, и о Брюсе Уиллисе они тоже знали). Как вариант происхождения слова – эвенкийское «буручо» – оторванный. Видимо, имеется ввиду от хребта Эзоп (Эсоп – остриё). Высота горы 1767 метров. По эвенкийским поверьям на этой горе, куда мог взойти, не пострадав, лишь сильный шаман, живёт злой дух Харги (Хэргу). Повелитель нижнего мира, болезней и смерти. А гора, по поверьям, как раз и представляет из себя вход в подземный мир. Путнику, решившемуся на восхождение, надлежало проявлять уважение к Харги, не сквернословить и оставлять дары.
Гора, из-за близости к Экимчану и неудачному курсовому расположению, стала местом гибели двух самолётов АН-2. В 90-х и 2005-м году. Брюс не терпит раздолбайства и авантюризма. В прошлом году «штурмовщина» и излишний оптимизм закончились возвращением в лагерь с подножия горы – не успевали вернуться к закату. Тогда врубились в мартовский снег по пояс и умотались ещё до предвершины.
В этот раз ранним утром второго дня нас десантировали в 20 километрах от Экимчана, на ЛЭП… Оттуда мы и выдвинулись до зимовья. Везение началось сразу. Снега было немного и к тому же оказалось, что какой-то, дай Бог ему здоровья, мехвод МТЛБ проехал вдоль линии и мы, не надевая снегоступы, в нормальном темпе, не убивая ноги, прошли до зимовья. Осталось время для заготовки дров и отдыха.
Климатические условия: диапазон от -30 до -45 градусов. Пешая часть, места стоянок: 650-700 км. Вариативно нужны снегоступы либо лыжи с камусом. Ночёвка в зимовье либо в зимовье и палатке. На их прохождение уходит весь световой день. Зимой гора испытывает путешественника холодом, темнотой и длительными переходами. Первый день тропления посеял ростки пессимизма. Гора показалась неприступной, при выбранной схеме движения от зимовья без установки промежуточного лагеря. В зимовьё вернулись очень уставшими, снегоступы начали свою работу – стали отбивать ступни. Час начала штурма перенесли на 5 утра. Настроение было по-спортивному злое. Решено было сделать максимум, а дальше будь, что будет. Андрей Харитонов, отвечавший за прохождение маршрута, чётко разложил его по контрольным точкам, которых необходимо было придерживаться при любых раскладах. Взойти на гору – пол-дела. Вернуться живым, будучи уставшим и замерзшим – вот главная задача.
Транспорт: желательно полноприводный. После посёлка Стойба начинаются перевалы и серпантины, на дорогах образуются наледи. Есть два варианта достижения цели – доехать до пгт. Экимчан или поселка Токур и после ночевки сделать заброску к ЛЭП, либо через Златоустовск с заброской к предгорьям. Длительность экспедиции: на восхождение зимой потребуется 4 дня. Физическая подготовка от средней и выше.
Хребет Джагды. В поисках Бессточного
В этих местах веками мыли золото, а смерти были обычным делом, сюда не ходят охотники, но в августе 2021 года забрались несколько туристов. Задача стояла подготовить точное описание озера Бессточное и маршрута к нему. На снимках со спутника озеро не имеет истока в районе хребта Джагды. В открытых источниках данных о нем не было.
Места труднодоступные, мало кто доберется. Резкие черты хребта Джагды, острые, каменистые отроги, частокол из деревьев и стланика на каждом шагу. Горные реки, текущие вдоль отрогов, не дают себя покорить. Каменные каньоны Бома, Чёртовой лестницы, Пилы, Петровского, высотой по 25 метров утихомирят любого, кто решит «на ура» пройти в верховья.
Состав группы: 5 человек, среди которых руководитель отряда аэрокосмического спасения Амурской области и туристы Федерации мультиспорта «Амурбайк». Климатические условия: днем до +18, ночью +7 градусов.
Длительность экспедиции: 8 дней из них 2 дня в пути от Благовещенска до Дугды. Характеристика автомобильной части пути: от Благовещенска до Февральска 400 километров по асфальтно-гравийным дорогам. Несколько часов в поезде от Февральска до Дугды. Потом в кузове «Урала» 8 часов по рекам и ручьям до базы золотодобытчиков. На следующий день еще три часа такой дороги до старта пешего маршрута по отвалам золотодобытчиков и лесным дорогам.
Транспорт: ГАЗ «Соболь», электровоз, «Урал», канатная дорога с закрепленной в качестве кабины железной ванной, катамаран, Тойота Хайс.
Пешая часть, места стоянок: первая ночёвка на базе золотодобытчиков, потом ночевки в палатках у горных рек и в зимовье на реке Чертова лестница. Маршрут, как и предполагалось, оказался сложным: подвели неправильно подобранные резиновые сапоги, вымотал «каньонинг» на быстрых горных реках и идущий за группой подъём воды. Адреналина добавили не виртуальные медведи и транспортировка над бездной в ванне, за неимением другого способа перебраться на другой берег.
В результате экспедиции цель достигнута: опровергнуто утверждение об отсутствии у озера истока в районе хребта Джагды. Исток найден на противоположном конце озера чуть в стороне от реки Бом. В планах повторить экспедицию, но уже с исследовательской целью, чтобы посмотреть варианты высадки в этот район туристических групп вертолётом.
Снежногорский
Наш ответ Байкалу. Есть такая забава на Байкале – гонки и путешествия по льду озера. Ещё в прошлом году мы пришли к выводу о том, что пора нам открывать свои ледовые пути по местным «морям».
Велоспортсмены и туристы из Благовещенска и Зеи провели разведку местности в 2020-м году, а в 2021-м целенаправленно выехали из города Зея в посёлок Снежногорский.
Путь до Зеи (550 километров) проходит преимущественно по автодороге «Амур». В Зее расквартировались у наших друзей из православного прихода имени Александра Невского.
Состав группы: 9 человек. В Зее, к нам присоединился руководитель местного туристического сообщества Алексей Денисенко.
Транспорт: 2 машины – ГАЗ Соболь и Митсубиши Паджеро Эволюшн. В Зее у группы налажено сотрудничество с заповедником и местным Визит-центром, а также районными властями и предпринимателями. Заповедник выделил для экспедиции вездеход на базе автомобиля УАЗ, сопровождавший нас весь путь в 75 километров в одну сторону.
Десятые числа марта выбраны были из расчёта наличия стабильно минусовой температуры. В прошлом году выехали в 20-х числах, но потепление сыграло с нами злую шутку. Растаявший лёд разбили грузовиками и нам пришлось ехать по замерзшим колеям. В этот раз был небольшой участок снежной каши, который пришлось преодолевать в пешем порядке, остальной путь – это смесь льда и снежного наста, по которому успешно проехали на велосипедах.
Такие выезды под силу только подготовленным людям и технике. Велосипеды были оборудованы шипованными шинами. Обязательно сопровождение проходимого автотранспорта. Обратный путь можно проделать как на велосипеде, так и вернуться на авто. По дороге есть возможность заезда на кордон Алгая, обогреться, попить чай и пофотографироваться на фоне речных судов, узнать о работе охотоведов. В следующем году рассматриваются и другие варианты заездов по льду в этих местах, например, маршруты до Горного и Бомнака.
Храмовая гора. Охота за звёздами
Зимний поход на Храмовую гору приурочили к празднику Крещения и преследовали две цели: научить группу новичков ходить по метровым сугробам на снегоступах и снять звездное небо в режиме таймлапс. Звезды тут настолько близко, что кажется, можно взять одну рукой. Воздухом не надышаться, а причудливый вид каменных голышей, которые кто-то будто специально разбросал по долине реки Бурея не дает оторвать взгляд. Все время ищешь новые очертания и устремляешь взгляд на Бурейское водохранилище, которые не зря зовут морем за его просторы.
Состав группы: 11 человек, в основном женщины – участники клуба «Бег к месте», Федерации мультиспорта «Амурбайк» и группы «Внесистемные туристы». Оператор и руководитель отряда аэрокосмического спасения Амурской области. Климатические условия: — 25 днем, ночью холоднее.
Длительность экспедиции: 4 дня из них два в пути от Благовещенска до Талакана и обратно.
Состав группы: 15 человек, в основном женщины – участники клуба «Бег к месте», Федерации мультиспорта «Амурбайк» и группы «Внесистемные туристы». Оператор и руководитель отряда аэрокосмического спасения Амурской области. Климатические условия: — 25 днем, ночью холоднее.
Длительность экспедиции: 4 дня из них два в пути от Благовещенска до Талакана и обратно.
Характеристика автомобильной части пути: 280 километров от Благовещенска до Талакана. Там еще 20 километров до базы «Причал». Транспорт: ГАЗ «Соболь».
Пешая часть, места стоянок: от базы шли 10 километров по метровым сугробам. Половину пути – в снегоступах, иначе проваливаешься по пояс. Шли практически без остановок, с одним небольшим перерывом. Стоянку организовали возле комплекса скал под условным названием «Логово дракона» – одном из самых живописных скальных образований в этом районе. Стоянка была организована так, что через Бурейское водохранилище отлично просматривался светящийся огнями посёлок Талакан. Нашу стоянку в ночное время им тоже было отлично видно, мы запускали фейерверк и праздновали Крещение. А днем устроили на скалах фотосессию с фаерами и сняли удивительные кадры с квадракоптера. Цель снять звездное небо также была выполнена. Техника прохождения маршрута на снегоступах, вместе с экспертами экспедиционной группа TAYGA X-TOUR, отработана. В процессе один был сломан.
Планируем новые экспедиции, чтобы любоваться здесь закатом над Бурейским морем. Маршрут доступен в любое время года и по-своему прекрасен в любой сезон.
Ночевка в Чуме
Село Ивановское (Селемджинский район) и ночёвка в чуме Амурская область – край с суровыми условиями. Летом жара под +40 градусов, а зимой морозы под -50.
По меткому выражению нашего друга из села Ивановского – эвенка, Сергея Савельевича Никифорова, «после 50-ти жизнь только начинается». И это не только о возрасте, но и о температурном фоне.
Авантюра с поездкой в эти места началась ещё летом. Эвенки из с. Ивановского построили летнюю юрту, обшили её корой – это один из вариантов таких жилищ. Кора собирается короткий период в конце мая. Испытывать летом этот вариант было бы слишком просто. Да и не чум испытывали, как таковой. Ему и без нас в лесу было неплохо. Скорее себя в нём.
Условились на ноябре, когда сдохнет последний комар. Пандемия, пневмония и новый год эти планы обломали. Но нездоровая психика и наличие в группе таких же коллег из местных СМИ подталкивали на полноформатные испытания.
Точку «рандеву» двух групп – СМИ региона (ГТРК и ИТА ТАСС) и экспедиционной группы наметили в с. Ивановском (Селемджинский район, 700 километров от Благовещенска на северо-восток) на 20-е января. Заброску на 5 километров к юрте производили эвенки на «Буранах», с нартами в качестве прицепов.
Первому отряду выписали «порубочные билеты» и отправили ставить зимнюю туристическую палатку. Успешно сломав топор и нокаутировав одного из участников с помощью заклиненной ветки, отряд, при наличии плановых потерь с задачей справился. По прибытии второго отряда был сварен компот и шурпа.
Вечером начали собираться в юрте. Поняли, что её надо делать выше – дым висел над головами сидящих. Освещали помещение жирником – полено с углублением. Внутрь уложен мох, залитый топлёным салом. Испробовали новое блюдо – костный мозг сакджоя (дикого оленя). Занятно. Распределили участников по жилищам. Палатка проявила себя во всей красе, вопросов к ней не было. В юрте спали, но сон был нервный и тревожный, чтобы не околеть. Сделали вывод: в летнем варианте можно выжить и зимой. Но только выжить.
К зиме 2022 года приедем на испытание варианта № 2. В Ивановском путешественника встретят с душой. Гостю предложат национальные блюда, проведут экскурсию по национальному селу, познакомят с культурой и бытом оленеводов. На День оленевода и охотника, в конце марта, приехав сюда, можно поучаствовать в национальных играх.
Лукинда. Усть-Уркима. Сивагли.
Очередная зимняя экспедиция получившая своё продолжение. Хребет Чернышёва – горный хребет в Амурской области России, на стыке горных систем Забайкалья и Приамурья. Западное звено цепи Тукурингра – Джагды. Протяжённость хребта составляет 120 километров. Высшая точка – гора Лукинда (1572 метра). Хребет разделяет долины рек Нюкжа (бассейн Олёкмы), Ольдой и Тында (бассейн Амура). Преобладает горная тайга; выше по склонам – заросли кедрового стланика.
Хребет получил название в честь выдающегося русского геолога Феодосия Николаевича Чернышёва. Название горы Лукинда с эвенкийского «луки(ое)да» место, где растёт дикий лук.
Другой вариант «луки» – наконечник стрелы, суффикс —ндя указывает, что стрела большая, вершина горы по своей форме напоминает большой наконечник стрелы. Целью экспедиции 2019 года стала рекогносцировка местности, восхождение на Лукинду и отработка спасения людей в случае падения самолета в тайге.
Состав группы: 9 человек, среди которых специалисты из отряда аэрокосмического спасения Амурской области и туристы Федерации мультиспорта «Амурбайк». В качестве проводников и водителей вездехода к нам были прикомандированы два эвенка родовой общины «Нюкжакан». Ни они, ни их односельчане в тех местах не были и путешествие их интересовало не менее нашего. Гора, как зачастую у эвенков бывает, считается священным местом. А по легенде уже современной, на вершине есть место для посадки самолёта, что по нашим оценкам оказалось преувеличением.
Длительность экспедиции: 6 дней. Из них 2 дня в пути от Благовещенска до села Усть-Уркима и обратно. Начало – 19.02.2019.
Характеристика автомобильной части пути: 850 километров до города Тында, преимущественно по автодороге «Амур», а затем грунтовой дороге 130 километров до села Усть-Уркима, через перевалы, вдоль БАМа.
Климатические условия: в день приезда – 35. Зимой температура может опускаться и до – 50 градусов.
Транспорт: до села Усть-Уркима можно проехать на легковом автомобиле, а далее, в зависимости от варианта маршрута, либо на гусеничном вездеходе, на моторной лодке или полноприводном внедорожнике.
Пешая часть, места стоянок: восхождение на Лукинду началось с её подножия и на вершине мы были к полудню. Большая группа быстро протропила в снегоступах настоящую дорогу. Путь преодолим для человека со средней физической подготовкой. Стоянки делали у подножия Лукинды и у бывшей стоянки геологов и эвенков. Заброску произвели на вездеходе по лесотундре. Пробивались около 2 дней, возвращение заняло полный день, до позднего вечера.
В Усть-Уркиме туриста ожидает ночёвка в гостевом доме на берегу реки Нюкжа (в переводе с эвенкийского – «тихая река»), экскурсия в мастерскую, в которой можно приобрести сувениры и национальную одежду).
В 55 километрах от Усть-Уркимы стоит фактория «Сивагли», принадлежащая родовой общине «Нюкжакан». Там путешественник может познакомиться с бытом эвенков, их языком, культурой. Попробовать национальные угощения и поиграть в эвенкийские игры. Здесь есть сотовая связь, снегоходы, олени. Вы сможете порыбачить и побывать на стоянке оленеводов. После бани, окунувшись в холодной Нюкже можно попить таежного чая с блинами, испеченными на таежной печи. А в конце марта, на День весеннего равноденствия эвенки устраивают свой День оленевода и охотника. В этот день в Уркиму приезжают гости со всей области и из Якутии. Желающие могут поучаствовать в национальной «олимпиаде», посмотреть на гонки в оленьих упряжках, попробовать множество национальных блюд и пройти национальные эвенкийские обряды.
Зея – Береговой
Очередное велопутешествие по водохранилищу Зейской ГЭС. Велоспортсмены и туристы из Благовещенска и Зеи провели разведку местности в 2020-м году, в 2021-м целенаправленно выехали по льду из города Зея в посёлок Снежногорский, а в этом исследовали новый маршрут. 85 километров до посёлка Береговой проехали в конце февраля.
Состав группы: участники Федерации мультиспорта «Амурбайк» из Благовещенска, Белогорска и Зеи, в том числе специалисты Зейского физкультурно-оздоровительного комплекса, руководитель отряда аэрокосмического спасения Амурской области, представители СМИ.
Климатические условия: -15 … -20, лобовой ветер. Транспорт: ГАЗ «Соболь» и УАЗ Зейского заповедника, который выступал соорганизаторам мероприятия. Длительность экспедиции: 3 дня, из них 2 дня дорога туда-обратно. Характеристика автомобильной части пути: Путь до Зеи (550 километров) преимущественно по автодороге «Амур», ночевка в Зее, на обратном пути в поселке Береговой. Характеристика велосипедной части пути: дистанцию 85 километров от Зеи до Берегового проехали на велосипедах за 10 часов.
Остановки делали по всему маршруту, чтобы поесть в тёплой машине, отремонтироваться и согреться. Лобовой ветер, скользкий лёд заставляли экспериментировать с давлением в шинах в начале пути, но потом подстроились. Холод выдувал из одежды всё тепло, оставалось только привыкнуть и двигаться вперед. В какой-то момент сильно растянулись посреди бескрайней ледяной пустыни, но собравшись с силами все вовремя добрались до финиша. Хорошая физподготовка спасала, но квадрицепсы все равно были забиты на протяжении всего пути. Невероятное напряжение в шейном отделе и во всех стабилизаторах. Ели и пили много и всё подряд, но в основном изотонические растворы, гели, сало и котлеты. Кому-то помогли мясожировые запасы, кому-то сладкие батончики, кому-то кедровые орехи.
На маршруте отпраздновали 50-летний нашего коллеги из белогорского филиала Федерации мультиспорта «Амрбайк», а утром, после ночевки в Береговом, встретились с местными школьниками. Рассказали им о Федерации, пройденных маршрутах и своей жизни. В следующем году традиционный заезд по льду Зеского водохранилища обязательно состоится. Выбираем новый маршрут.
Храмовая гора. Логово Дракона.
Есть Бурейском и Архаринском районах Амурской области, недалеко от Бурейского водохранилища, каменные останцы. Назвали их «Храмовая гора», а рядом расположены «Араратские горы». Сейчас путь туда уже хорошо известен, заходят к ним морем, а затем можно и пешком пройти и на гусеничном вездеходе проехать.
Себе мы ставили задачу иную. Зная эту местность, мы решили проехать к останцам на велосипедах, по таежному Фёдоровскому тракту. Заброшенной дороге, ведущей к деревне Фёдоровка.
Состав группы: 5 человек, туристы Федерации мультиспорта «Амурбайк». Длительность экспедиции: 8-9 дней. Из них один в пути от Благовещенска до пгт. Прогресс и обратно. Начало – 08.07.2020.
Характеристика автомобильной части пути: 240 километров по направлению к пгт. Новобурейский, либо 190 километров до пгт. Прогресс и далее по асфальту на велосипеде по автомобильной, а затем грунтовой дороге до выезда на Фёдоровский тракт. Затем 100 км через Алексеевский заказник, через брод на реке Дикан и далее до рек Талая, Буган и Алгон (здесь также придётся переходить или переезжать реку вброд) и 20 км по алгонским болотам, по следу гусеничного вездехода, до подножия скал.
Обойти скальный район можно за 1-2 дня. Это настоящая фотозона для любителей природы. Скалы причудливых, неповторимых форм, будто разбросанных древними троллями, бескрайняя гладь Бурейского моря, замляника и дикая малина. И звёзды… Купол из звёзд, которые можно наблюдать прямо на таборе, расположенном на вершине скал. Климатические условия: в дни экспедиции от +16 до +22 градусов. Холодные ночи и туманы.
Транспорт: Внедорожный, подготовленный, со шнорклем и лебедкой. Велосипед для абсолютно отчаянных, поскольку Алексеевский заказник и сама дорога – это рай для копытных и медведей.
На автомобиле всё путешествие займёт порядка 5 дней. По пути можно почтить память жертв авиакатастрофы, случившейся в небе над бурейской тайгой в 1981 году. Тогда 24 августа столкнулись 2 самолета – военный ТУ-16К и гражданский АН-24, летевшие из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Чудом выжила лишь одна пассажирка – благовещенка Лариса Савицкая, упавшая в тайгу на обломке фюзеляжа.
В июле нашей группой, совместно с коллегами из РАФ, администрации Бурейского района, дирекцией ООПТ, журналистами и коллегами-туроператорами был найден один из обломков самолёта и снят фильм о поисковой операции. Затем на месте установили памятный знак и рассказали об этой экспедиции в передаче «Пусть говорят» на Первом канале.
P.S. В мае/июне в тех краях огромное количество клещей. Следовательно, необходимо поставить прививку от клещевого энцефалита, одеваться в абсолютно закрытую одежду и пользоваться антиклещевыми аэрозолями. В октябре 2020 года проведен маршрут по второму варианту пути – «морскому». Через пгт. Талакан, а далее на катерах через базу «Причал»
Царская дорога. Велоэкспедиция
В начале сентября 2021 года группа туристов совершила недельный переход по маршруту Ивановское (Селемджинский район) – Софийск – Умальта – Шахтинск – Чегдомын – Новый Ургал (Хабаровский край).
Готовясь к экспедиции, изучали историю тех мест. И по Софийску уже был понятен расклад. Но дальнейший участок оставался загадкой.
Климатические условия: днем до +18, ночью +12 градусов. Длительность экспедиции: 6 дней, из них 2 в пути от Благовещенска до села Ивановское в Селемджинском районе.
Транспорт: ГАЗ «Соболь» до Ивановского, «Урал», велосипеды на маршруте. Характеристика велосипедной части пути: Проехав от Софийска до реки Умальты тяжелейший участок горной дороги в 55 километров на велосипедах было решено организовать на стоянку. Поскольку мост был разрушен наводнением, один пролёт завалился, движение автомобилей через горную Умальту осуществлялось вброд. Дальше по маршруту был поселок Шахтинск, оттуда снова на велосипедах, а далее с инспектором Буреинского заповедника на «Урале» до Чагдомына – угольной столицы Хабаровского края. Там снова сели на велосипеды, чтобы доехать до поселка Новый Ургал. Возвращались в Амурскую область поездом до Февральска, где нас ждала машина.
Места стоянок: палатки в тайге в поселке Новый Ургал Хабаровского края (на обратном пути), один из своих лагерь мы разбивали прямо на мосту. Необычное было ощущение. От администрации Софийска знали, что место знаковое для района. Но чтобы такое…
На берегу стоят остатки зданий, каменные и превратившиеся в своеобразный памятник эпохе и амурчанам, коих здесь упокоено сотни во времена УмальтЛАГа. Лагерь, функционировал как «исправительно-трудовой» и был построен на месте будущего молибденового рудника.
Мало кто знает, что с 20-х по конец 40-х годов 20 века в состав Амурской области входил и Верхне-Буреинский район, с районным центром в села Чекунда, а в его состав входили населённые пункты Софийск и Умальта. На середине пути от Софийска до Чегдомына стоял трактирчик и место звали «Половинка». Местный смотритель Гилёв нашёл на берегу реки камни с непонятным блеском. Отложил их и показал местному купцу. Затем камни дошли до самого Лондона и в них признали молибденсодержащий камень. Так началось освоение этого места. Но в полную силу работа пошла после массовых репрессий заключенных в эти места.
Сказать, что это был тяжелый маршрут – ничего не сказать. Но нам удалось снять то, что ранее никто не снимал. И пусть этот переход был из разряда «попробуй повтори», но и недосказанность осталась, а значит, еще повторим. Пока нет сроков, но уже есть задумка продлить этот маршрут до села имени Полины Осипенко в Хабаровском крае.